Департамент налоговой
и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу
применения контрольно-кассовой техники и сообщает.
В соответствии с пунктом 5 статьи
3 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении
контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных
денежных расчетов и (или) расчетов с использованием
платежных карт» в случае исключения из Государственного
реестра ранее применявшихся моделей контрольно-кассовой
техники их дальнейшая эксплуатация осуществляется до
истечения нормативного срока их амортизации.
Согласно пункту 1 статьи 256 Налогового
кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) амортизируемым
имуществом для целей исчисления налога на прибыль организаций
признается имущество со сроком полезного использования
более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 10
тыс. рублей.
Нормы амортизации определяются в соответствии
со статьей 259 Кодекса и исходя из срока полезного использования
объекта основных средств. Продолжительность срока амортизации
определяется с учетом применения утвержденной постановлением
Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 №1
Классификации основных средств, включаемых в амортизационные
группы.
Поскольку контрольно-кассовая техника
является средством механизации и автоматизации управленческого
и инженерного труда и отнесена к амортизируемому имуществу
четвертой группы (имущество со сроком полезного использования
свыше 5 лет до 7 лет включительно), срок ее использования
должен быть не более 7 лет для каждой машины.
Согласно пункту 2 статьи 257 Кодекса
затраты на реконструкцию объекта основных средств в
налоговом учете относятся на увеличение его первоначальной
стоимости. При этом в соответствии с пунктом 1 статьи
258 Кодекса налогоплательщик вправе увеличить срок полезного
использования объекта основных средств после даты ввода
его в эксплуатацию в случае, если после реконструкции,
модернизации или технического перевооружения такого
объекта произошло увеличение срока его полезного использования.
При этом увеличение срока полезного использования основных
средств может быть осуществлено в пределах сроков, установленных
для той амортизационной группы, в которую ранее было
включено такое основное средство.
Соответственно, если объект контрольно-кассовой
техники удовлетворяет требованиям статьи 256 Кодекса,
то учет объекта амортизируемого в целях налогообложения
имущества производится в общем порядке.
Если в результате реконструкции, модернизации
или технического перевооружения объекта основных средств
не произошло увеличение срока его полезного использования,
налогоплательщик при исчислении амортизации учитывает
оставшийся срок полезного использования.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи
254 Кодекса к материальным расходам, в частности, относятся
затраты налогоплательщика на приобретение инструментов,
приспособлений, инвентаря, приборов, лабораторного оборудования,
спецодежды и другого имущества, не являющихся амортизируемым
имуществом. Стоимость такого имущества включается в
состав материальных расходов в полной сумме по мере
ввода его в эксплуатацию.
Если в результате модернизации объект
контрольно-кассовой техники переводится в состав амортизируемого
имущества в целях налогообложения, то налогоплательщик
учитывает его в налоговом учете по восстановительной
стоимости, включающей расходы на модернизацию, без учета
(т. е. за вычетом) первоначальной стоимости, списанной
ранее в состав материальных расходов.
Что касается контрольно-кассовой техники,
модели которой исключены из Государственного реестра,
по которой амортизация не начислялась (со стоимостью
менее 10 тыс. рублей), то необходимо иметь в виду, что
если согласно действующему законодательству начисление
амортизации на контрольно-кассовую технику не предусмотрено
и модель контрольно-кассовой техники исключена из Государственного
реестра, дальнейшее использование ее не представляется
возможным.
Директор департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Министерства финансов РФ
М.А. Моторин
|
|