Вопрос: В соответствие с подпунктом 2
пункта 1 статьи 21 и пунктом 1 статьи 34.2 Налогового
Кодекса Российской Федерации просим разъяснить вопрос
о применении бланков строгой отчетности.
Наша организация эксплуатирует принадлежащие ему на
праве собственности и состоящие на его балансе аттракционы.
Согласно уставу основным видом деятельности организации
является:
"создание и эксплуатация парков культуры и отдыха,
организация досуга граждан, проведение культурных, спортивных,
развлекательных мероприятий, установка и эксплуатация
аттракционов, организация цирковых представлений, представлений
кукольных театров, а также прочие услуги по организации
отдыха и культурного обслуживания граждан". Код
деятельности по Общероссийскому классификатору видов
экономической деятельности (ОКВЭД): группа 92.33. -
"Деятельность ярмарок и парков аттракционов"
(класс 92 - "Деятельность по организации отдыха
и развлечений, культуры и спорта"). Согласно Общероссийскому
классификатору услуг населению ОК 002-93 услуги по пользованию
аттракционами входят в состав услуг парков культуры
и отдыха (код 052312 1).
Можем ли мы для реализации услуг парков культуры и
отдыха применять бланки строгой отчетности "Билет"
по формам, утвержденным приказом Минфина России от 25.02.2000
N 20н "Об утверждении бланков строгой отчетности"?
Ранее данный вопрос сомнений не вызывал, так как нормами,
предусмотренными абзацами вторым и третьим пункта 20
части 2 статьи 149 Главы 21 Налогового кодекса Российской
Федерации, не предусматривающих возможности добровольного
отказа налогоплательщика от их выполнения (пункт 5 статьи
149 НК РФ), освобождается от налогообложения:
"реализация входных билетов и абонементов на посещение
театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных
мероприятий, аттракционов в зоопарках и парках культуры
и отдыха, экскурсионных билетов и экскурсионных путевок,
форма которых утверждена в установленном порядке как
бланк строгой отчетности;
реализация программ на спектакли и концерты, каталогов
и буклетов.
К учреждениям культуры и искусства в целях настоящей
главы относятся театры, кинотеатры, концертные организации
и коллективы, театральные и концертные кассы, цирки,
библиотеки, музеи, выставки, дома и дворцы культуры,
клубы, дома (в частности, кино, литератора, композитора),
планетарии, парки культуры и отдыха, парки аттракционов,
лектории и народные университеты, экскурсионные бюро
(за исключением туристических экскурсионных бюро), заповедники,
ботанические сады и зоопарки, национальные парки, природные
парки и ландшафтные парки;".
В соответствие с п. 18 Методических рекомендаций по
применению главы 21 "Налог на добавленную стоимость"
НК РФ, утвержденных Приказом МНС России от 20 декабря
2000 г. N БГ-3-03/447 (с изменениями от 22 мая 2001
г., 6 августа, 17 сентября 2002 г., 19 сентября, 26
декабря 2003 г., 11 марта 2004 г.),: "Формы входных
билетов и абонементов на проводимые учреждениями культуры
и искусства театрально-зрелищные, культурно-просветительные
и зрелищно-развлекательные мероприятия и экскурсионных
билетов приравниваются в целях главы 21 Кодекса к формам,
утвержденным приказом Минфина России от 25.02.2000 N
20н "Об утверждении бланков строгой отчетности"
и прилагаемым к этому приказу: экскурсионной путевки
в музей и на выставку (образец которой приведен в приложении
1); абонента на посещение концертов и спектаклей (образец
которого приведен в приложении 2); входного билета для
театрально-концертных, культурно-просветительных организаций
и учреждений (образец которой приведен в приложении
3 к данному приказу).
Под учреждениями культуры и искусства, перечисленными
в данном подпункте понимаются организации любой формы
собственности и ведомственной принадлежности."
Аналогичная позиция о применении в целях пункта 20
части 2 статьи 149 Главы 21 Налогового кодекса Российской
Федерации бланков строгой отчетности, утвержденных приказом
Минфина России от 25.02.2000 N 20н "Об утверждении
бланков строгой отчетности", занята и в письме
Министерства Культуры и массовых коммуникаций РФ от
17 марта 2005 г. N 7-01-16/08 "Об особенностях
функционирования билетного хозяйства в сфере культуры
и искусства РФ", письме МНС РФ от 22 июля 2003
г. N ВГ-6-03/807 "Свод писем по применению действующего
законодательства по налогу на добавленную стоимость
за 1 полугодие 2003 года", письме Управления МНС
по г. Москве от 18 декабря 2001 г. N 02-11/58461 и др.
Согласно пункту 2 "Положения об осуществлении
наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием
платежных карт без применения контрольно-кассовой техники"
(утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31
марта 2005 года N 171), формы бланков строгой отчетности,
утвержденные в соответствие с ранее установленными требованиями,
могут применяться до утверждения форм бланков строгой
отчетности в соответствии с указанным Положением, но
не позднее 01 января 2007 года.
Однако, в сентябре 2005 г. Инспекцией ФНС России по
Калининскому району г. Санкт-Петербурга, в которой наша
организация состоит на налоговом учете, было получено
письмо Управления Федеральной налоговой службы по Санкт-Петербургу
N 04-07/20097 с разъяснениями ФНС России от 14.09.05
г. N 22-3-11/1764, в котором говорится, что вопреки
всем выше перечисленным документам, форма бланка строгой
отчетности, утвержденная приказом Минфина России от
25.02.2000 N 20н, не предусмотрена в качестве билета
для пользования аттракционами.
В силу того, что п. 1 ст. 34.2 Налогового кодекса РФ,
введенным в действие Федеральным законом от 29 июня
2004 г. N 58-ФЗ, письмами Министерства Финансов N 03-02-07/39
от 21 сентября 2004 г. и N 03-02-07/2-4 от 14 января
2005 г., приоритетное право трактовать законодательство
предоставлено финансовым органам, просим разъяснить
возникшую ситуацию о праве применения организациями
бланков строгой отчетности по форме ОКУД 0793001 "БИЛЕТ"
для оказания услуг парков культуры и отдыха до 01 января
2007 года, согласно "Положению об осуществлении
наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием
платежных карт без применения контрольно-кассовой техники"
(утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31
марта 2005 года N 171).
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики
рассмотрел ваши письма по вопросу применения бланков
строгой отчетности при оказании услуг населению по пользованию
аттракционами и сообщает.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона
от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой
техники при осуществлении наличных денежных расчетов
и (или) расчетов с использованием платежных карт"
(далее - Федеральный закон) организации и индивидуальные
предприниматели в соответствии с порядком, определяемым
Правительством Российской Федерации, могут осуществлять
наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием
платежных карт без применения контрольно-кассовой техники
в случае оказания услуг населению при условии выдачи
ими соответствующих бланков строгой отчетности.
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации
от 31.03.2005 N 171 установлено, что формы бланков строгой
отчетности, утвержденные в соответствии с ранее установленными
требованиями, могут применяться до утверждения форм
бланков строгой отчетности в соответствии с Положением,
устанавливающим порядок осуществления организациями
и индивидуальными предпринимателями наличных денежных
расчетов и (или) расчетов с использованием платежных
карт без применения контрольно-кассовой техники, но
не позднее 01.01.2007.
Минфин России приказом от 25.02.2000 N 20н "Об
утверждении бланков строгой отчетности" утвердил
в качестве документа строгой отчетности, в том числе,
форму бланка "Билет" для театрально-концертных,
культурно-просветительных организаций и учреждений и
посещения спортивно-массовых мероприятий.
Исходя из ОКВЭД деятельность ярмарок и парков с аттракционами
включена в подраздел 92 "Деятельность по организации
отдыха и развлечений, культуры и спорта" раздела
О "Предоставление прочих коммунальных, социальных
и персональных услуг". В подраздел 92 включена
также деятельность по организации и постановке театральных
и оперных представлений, концертов и прочих сценических
выступлений, деятельность концертных и театральных залов
и прочая зрелищно-развлекательная деятельность.
Согласно ОКУН услуги населению по пользованию аттракционами
включены в состав услуг парков (садов) культуры и отдыха
группы "Услуги учреждений культуры".
Таким образом, организации и индивидуальные предприниматели,
оказывающие населению услуги по пользованию аттракционами,
вправе применять утвержденный приказом Минфина России
от 25.02.2000 N 20н бланк строгой отчетности формы "билет".
Что касается вопроса утверждения формы бланка строгой
отчетности для посещения культурно-массовых мероприятий,
то в настоящее время в Минфин России с просьбой об утверждении
нового бланка формы "Билет" обратилось Минкультуры
России. В рамках работы по рассмотрению указанной формы
бланка строгой отчетности будут рассмотрены и ваши предложения.
Заместитель директора
Департамента таможенно-тарифной политики
Министерства финансов РФ
А.И. Иванеев
|
|